Маркетинг: завтра и сегодня

маркетинг завтра и сегодня

Шевченко Д.А, кандидат философских наук

Какой маркетинг мы имеем сегодня?

Маркетинг – феномен XX столетия. Возник он и развивался как форма прикладной экономики. Неудивительно, что маркетинг тесно связан с такими базовыми категориями экономической теории, как обмен, максимизация прибыли, полезность, специализация, рациональность. Модель «экономического человека», человека рационального принимающего решения для достижения своих эгоистических интересов, рассматривалась в маркетинге как основа представления о принятии решений и поведении потребителей.

Экономическая теория тесно взаимодействует со структурой и содержанием производственных процессов по созданию стоимости, в то время как маркетинг стремится выйти за рамки производства и концентрирует внимание на удовлетворении потребностей потребителей.

Роберт Кит (1960) предложил свой взгляд на эволюцию маркетинга. Модель трех эпох или стадий производства и продаж представляет собой, по его схеме, смену приоритетов: «производство», «сбыт», «маркетинг». Производственная ориентация преимущественно уделяет внимание продукции компании и, соответственно, самой компании. Эпоха продаж ориентирует на производство, но с возникновением конкуренции растет внимание и к организации сбыта, личным продажам, рекламе и продвижению товаров. Маркетинговая ориентация – в особом внимании к потребностям потребителя, в стремлению удовлетворить их максимально.

Хронологически можно отметить такие вехи развития экономики: эпоха производства длилась с середины 50-х годов XIX века до конца 20-х годов XX века, продаж – до середины 50-х годов, после чего наступила эпоха маркетинга.

Идея маркетинг-микса наиболее полно представлена в бестселлере Ф. Котлера «Маркетинг, менеджмент….» (1967), который используется в качестве основного учебного пособия в каждом западном и российском вузе.

Экономический же подход господствовал вплоть до середины 90-х годов. А в нашей образовательной практике он продолжает оставаться приоритетным и сейчас.

Маркетинг XX века – от «экономического человека» к «социальному»

Одна из основных тенденций развития маркетинга – возрастание удельного веса в нем неэкономических дисциплин.

Это подтверждается расширением влияния западных теорий маркетинга, не основанных на американской — теории «маркетинг-микс». Это модели сетевого взаимодействия в промышленном маркетинге, маркетинге услуг, концепции партнерских отношений или маркетинге долгосрочных отношений.

Современный специалист-маркетолог стремится изучать поведение конкурентов на рынке с целью выработки собственной эффективной маркетинговой стратегии.

Успех или провал любой стратегии определяется наличием необходимой информации. Информация позволяет определить характер рыночной ориентации. Вот здесь-то и проявляется одна из главных особенностей маркетинга: у экономиста нет дефицита в информации, потому что она доступна ему, так как собирается в основном внутри компании.Для маркетолога недостаточно только внутренней информации, ему необходима внешняя информация, которая добывается с помощью целого комплекса различных маркетинговых усилий.

И здесь ему необходимо пользоваться техникой количественных и качественных методов сбора информации.

Сегментирование рынка предполагает выделение из общего количества потребителей, присутствующих на рынке, определенных групп, объединенных одинаковым отношением к свойствам товаров и услуг. Цель сегментирования состоит в определении реальных (целевых) рынков, выходя на которые производитель может получить прибыль.

Сегментируя рынок, специалист по маркетингу стремиться закрепить свое конкурентное преимущество путем позиционирования своих продуктов. Он понимает, что людей интересуют не сами товары или услуги, а те их характеристики и преимущества, которыми они обладают.

Маркетологу необходимо постоянно поддерживать интерес покупателей средствами рекламы и паблик-рилейшнз. Кроме того, в условиях конкуренции специалисты используют многочисленные каналы маркетинговых коммуникаций для продвижения своих брендов.

Контроль эффективности рекламной кампании (печатной, электронной или любой другой) связан с использованием инструментов прикладной социологии. Даже при формировании цены, основного элемента комплекса маркетинг-микс, специалисту по маркетингу не обойтись без знаний в области социальных и гуманитарных наук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *